Страна причудливых скал
Наталья Потовая
Европейская часть России и западные страны бывшего СССР мало знают о чудесах Западной Сибири и Дальнего Востока. Сегодня мы поговорим о неповторимой природе Красноярского края, которая настолько разнообразная, что дух захватывает. Полноводные реки и горные вершины, непроходимая тайга на севере и пышные сады на юге. Почти на тысячу километров протянулись гребни Саянских хребтов, заснеженные в фантастических образах.
В нескольких километрах от юго-западной окраины Красноярска на правом берегу Енисея расположено удивительное место – причудливые скалы «Столбы» – жемчужина сибирской природы. Гармошка причудливых фигур. Столбы смяты в складки, прорваны многочисленными интрузиями и перекрыты рыхлыми мезозойскими и кайнозойскими осадками. Высота скал достигает до 120 метров.
Сказочно красивые природные сооружения имеют вулканическое происхождение. Это долгожители, их возраст более 600 миллионов лет. В девонском периоде[1] здесь действовали многочисленные вулканы. Следы их дыхания во время извержения остались на поверхности в виде вырвавшейся из земных недр магмы. Раскаленный жидкий расплав, возникший в земной коре на больших глубинах, при остывании сформировал магматическую горную породу, бескварцевый гранит. Миллионы лет назад разлившаяся при подземном извержении магма проделала громадные вертикальные «промоины». Потом ветры и дожди как кисть художника придали многим скалам причудливые формообразы. Трещины расширились, образовались ниши, козырьки, пещеры, кресла, стаканы, качающиеся камни. Природный художник отдал предпочтение красным (Марс) и желтым (Меркурий) тонам, за счет разложения железистых соединений.
Из справочника:
Красноярские столбы – природный государственный заповедник, протянувшийся на 34 километра. Вся площадь заповедника составляет 4,7 тысяч гектаров в трех-четырех километрах от Красноярска на правом берегу Енисея в отрогах Восточных Саян. Туристско-экскурсионный район «Столбов» составляет полторы тысячи гектаров. В уникальном природном заповеднике сохранено более 600 видов растений, 178 видов птиц, 50 видов животных и 20 видов рыб.
Конечно, с давних пор Столбы покоряет не одно поколение скалолазов, которых здесь окрестили «столбистами». Сами Столбы – это ведомство Сатурна. В 1979 году по всероссийскому опросу телезрителей программы Юрия Сенкевича «Клуб путешественников» именно Красноярские Столбы были названы Восьмым Чудом света. Настолько завораживающая неповторимая красота молчаливых исполинов, стоящих посреди сибирской тайги со времён «творения мира». И, кажется, что сам Зерван[2] создал своё войско столбов, выставил молчаливых исполинов посреди сибирской тайги, в помощь Хормазду[3]. В этом творении прослеживается своя мистерия.
Территория заповедника делится на 4 района. Четыре скальных района – четыре Cтража времени. Каждому Стражу поручается охранять одно из направлений – прошлое, настоящее, будущее и вечность. Почти все скалы имеют названия. За причудливый образ и местонахождение люди дали им имена: «Крепость», «Беркут», «Баба», «Перья», «Колокольня», «Дед», «Львиные ворота», «Близнецы». Иногда кажется, что с тобой общаются духи предков (Страж прошлого). Если смотреть на столб с названием «Дед» под определённым углом зрения, то можно увидеть голову мужественного, сурового и о чём-то задумавшегося старца. Мне кажется, это образ самого Зервана, застывшего в столбе «Дед». Прямой нос и борода на груди усиливает это впечатление.
Рис. 1. Дед
На полпути к вершине столба «Дед» путь преграждает камень «Поцелуйчик». Своё название он получил от того, что через него необходимо перелезть, коснувшись при этом лицом скалы – «поцеловать» камень, поцеловать Землю.
Этим Зерван открывает лицо своей любимой дочери Вакшьи – Зеркальной Девы, стирающей нашу гордыню.
Дважды Зеркальная Дева Вакшья связана со временем, управляет стихиями, как и ее Муж Вайю – владыка ветров, владыка стихий. Она хранительница более высокого закона, чем тот, который действует в нашем измерении.
Рис. 2. Медведица
В 28 главе «Зерван-Намага» написана молитва обращения к Вакшье: «О, наилучшая среди белых медведиц, о, водительница «Небесной колесницы». Получается, что одна из ипостасей Вашьи связана с Большой Медведицей, с Белым Медведем. «Водительница, направляющая бег колесниц». Что это, полярная звезда, заводящая механизм движения мироздания? Столб «Медведица» как небесная колесница, везущая свой воз по земле. Воз, в который творец Вулкан вложил свой закон для землян. А управляет Вакшья со своим супругом Вайю спящим воинством. Вакшья не только охраняет границы, но на ней ещё лежит обязанность и уборки, наведения порядка. Если она видит, что нарушено равновесие, соглашение сторон, то тут сразу происходит «генеральная чистка», могут полететь и буйные головы.
Когда на границе всё спокойно, то хранит свой меч дважды Зеркальная Дева в колчане. Столб «Колчан» – это со стороны очень весёлый солнечный камень, под которым находится ниша, где путник может найти удобное место для ночлега. Однако вблизи высок и непригляден «Колчан» с отвесными стенами, не освоен скалолазами.
Рис.3. Колчан
Много легенд бытует о Красноярских столбах. И одна из них гласит так: Давным-давно, у могучей и доброй богатырши Белогорихи была любимая дочка Мана. Красивее её не было на земле. Днём она светлее неба, а ночью темнее тучи. Кто-бы не проезжал мимо терема Маны, все любовались девушкой и прославляли её.
Белогориха пуще своего сердца берегла свою дочь. Однажды проезжал в их краях Енисей. Увидела его Мана и полюбила. Посватался к Мане витязь, но не захотела богатырша расставаться с любимой дочерью, отказала Енисею, сказав, что дочь её мала годами. Уехал богатырь дальше счастья искать, а Мана затосковала и решила бежать к Енисею. Однажды, когда Белогориха крепко спала, бросилась Мана бежать к своему возлюбленному. Проснулась богатырша, увидела, что нет дочери и разгневалась. Поднялась свирепая буря, кругом стали камни лететь и леса падать. Почернело от горя небо, звери в страхе разбежались, а птицы унеслись к солнцу, только ветер выл да горевала Белогориха. Не смогла она догнать свою своенравную дочь и попросила Богов, чтобы они наказали ослушавшихся воли материнской, обратив их в реки за пролитые слёзы.
Так и случилось, текут Мана и Енисей водой-слезой, а сама богатырша стала хмурой, заледенела душой, и окаменела, превратившись в непролазные покрытые белыми снежными шапками холмы, которые порой и летом не тают – Манское Белогорье.
Миф реки «Маны» – ассоциируется с «водной», «зеркальной» Вакшьей. Четыре лика девы имеют разные цвета – белый, в котором сливаются все цвета; чёрный, отрицающий все цвета; красный и зелёный – самый тёплый и самый холодный. Зелёный цвет Вакшья проявляет в скалах покрытых мхом, некоторые столбы состоят из горной породы грано-сиенитов с кристаллическими вкраплениями зеленоватой слюды. Красный – в скалах вулканического происхождения красного сиенита. Чёрный в гранитных столбах с вкраплениями чёрной слюды. Белый цвет – возможно в облаках блуждающих среди скал. Четвероликая Вакшья связана с проявленным Зерваном – мысль Зервана, корректирующая и надзирающая за процессом всего мироздания. Возможно, в одной ипостаси Вакшья проявляется в образе столба «Медведицы», в другой ипостаси – образа столба «Внучка». Окропляет спящее воинство прекрасная дева сначала мёртвой водой, потом живой водой. А помогает носить воду «Ворон», один из её сынов. Скала «Ворон» находится в районе диких столбов, замыкает с юга скальный район.
А в «Заколдованном лесу» как на подбор стоят мачтовые сосны. Здесь еще руки человеческие не успели покорежить этот роскошный девственный парк!
Травянистый покров в «Заколдованном лесу» невелик, но в отдельных местах почва покрыта толстым слоем голубоватого мха. Нога тонет в нём словно в дорогом ворсистом ковре.
Летом 1927 года над тайгой пронёсся опустошительный ураган. От Хакасии до Ангары с огромной разрушительной силой. По Коштаку бушевала стихия, с грохотом падали вывороченные с корнем деревья, но в «Заколдованном лесу» не упал ни один сучок, здесь даже пламя спички не колеблется. Этот открытый со всех сторон участок всегда остаётся вне разрушительной силы ветра.
Так хранит Вайю излюбленное место своей супруги Вакшьи. Даже в моменты, когда обходя свои владения в «приподнятом» настроении, Вайю не нарушает покой в «Заколдованном лесу». Здесь Вакшья хранит «девственность» Куйсумской тайги.
И поставил Зерван в центре Красноярских столбов «Митру». Как напоминание о законе и порядке, о верности заключаемым договорам. Митра наделяет ратников силой, ведёт в бой, дарует блистательную победу. Следит Митра зорко за соблюдением закона и договора.
Столб «Митра» с восточной стороны – невелик, но зато непреступен. С запада, почти отвесная стена – метров 50, на ней есть трещины и полки, по которым поднимаются столбисты. На карнизе второго перехода пустила корни рябина. Дерево, в котором сосредоточена сила Марса, Солнца и Юпитера. Магическое дерево, проводник информации между мирами.
Рис. 4. Митра
Столб «Перья» один из самых красивых и популярных столбов. Перья говорят нам о возможностях выбора. Высота их достигает 30 метров. Издали «Перья» представляются лёгкими и воздушными, напоминают приложенные друг к другу, устремлённые вверх перья гигантской птицы, потерянные при полёте и воткнувшиеся в землю. Кажется, что достаточно лёгкого дуновения ветерка, чтобы опрокинуть и повергнуть их ниц. Крайнее справа настолько тонкое, слабое и неустойчивое с виду, что вызывает опасение, как бы кто-нибудь не нарушил чудесного равновесия. Средний камень, укрепившийся в гранитном основании, соединяется с одной стороны с гранитным монолитом.
Рис.5. Перья
Вулкан образовал не только граносиенитовые столбы, но установил закон для туристов – «Столбизм». Это как феномен народной культуры красноярцев, в основе которого лежит свободное лазание по скалам, не скоростное, без специальных технических приспособлений, основаное на самостраховке – продуманной системе движений, ходов и «хитрушек».
При лазании по столбам для экипировки применялся Кушак, Кусти, пояс из широкого куска яркой ткани длиной в несколько метров, вместо верёвки для страховки, почти как символ Веры.
В скалах проложены ходы, которые ведут к вершинам. Короткие ходы или участки ходов отнесены в категорию – ходики. Хитрушка – место в скале, прохождение которого требует особого мастерства. Каждый ход имеет своё название: «Обелиск», «Катушка», «Колокол».
Четыре скальных района – проявляется число Зервана. Такматский, Калтатский, Южный, Эстетический район, как четыре Стража времени. Прошлое хранит Такматский район, а будущее – центральный Эстетический район. Эти два района как бы дополняют друг друга, без прошлого нет будущего. Прошлое у человека всегда остаётся в памяти, является фундаментом будущего.
Рис. 6. Такмак
Существует такая легенда: В стародавние времена царствовал в Сибири своенравный царь Енисей. На гордо поднятой голове носил он ледовую корону Саян.
У могучего повелителя было много дочерей, но самыми любимыми были младшие дочери – Базаиха и Лалетина. Пришло время выдавать их замуж. Бросил клич Енисей: «Засылайте царевичи сватов!». Первой пожелал он выдать замуж Базаиху, о чём он объявил приехавшим добрым молодцам. Был среди них красавец князь Такмак с богатырскою дружиною. Но полюбилась молодцу не сварливая и капризная Базаиха, а спокойная и тихая Лалетина. Да и девушка приметила князя, посылала ему ласковые взгляды. Когда же Такмак стал просить руки Лалетины у Енисея, рассердился царь. Поднялся во весь рост и сказал: «Не потерплю я тех, кто перечит моей воле. Не послушались вы все моих пожеланий, а коли так, быть тебе Такмак и всем твоим богатырям каменными столбами.
Дочек своих оберну речками – «…и будете вы стоять подле них веки вечные. А в назидание ослушникам поставлю Такмака как раз между Базаихой и Лалетиной». Как только провозгласил это царь Енисей, так всё сразу и свершилось. И появились среди вечнозелёной сибирской тайги сказочные каменные изваяния сибирских богатырей, держащих небо.
Такмак – утёс высотой 90 метров, а вершина похожа на гребень. На южной стороне сквозная пещера в виде арки приглашает заглянуть в прошлое. Провал с западной стороны украшен 90-метровым отвесным «зеркалом» – гладкой каменной стеной. В массив Такмака входят скалы Беркут, Могол, Позвонок, Тотем. Страж прошлого (Шатаваэш) ещё является водителем зверей.
Рис. 7. Малый Беркут
Рис.8. Большой Беркут
Иногда он изображается в виде Мирового Древа, вокруг которого привязаны фравахары различных животных, т.е. 360 тотемов.
К востоку скала Солнечный Грот и Малек.
На одной чаше весов находится Такмак, на другой чаше весов Малый Токмак и, входящая в его массив, скала Малый Беркут, напоминающая с западной стороны сидящую птицу со сложенными крыльями. И держатся две чаши «Острожной стеной». Острожная стена напоминает извилистое высокое заграждение. Искривлённая гряда спускается с водораздела в меридиональном направлении. Между интервалами находятся столбы «Второй зуб», «Воробышки», «Гнездовья» (группа скал, напоминающая сидящих на камнях птиц), «Цыпа», «Жаба», «Откликные» (название связано с хорошо слышным эхом), Грешник, Монах, Весёлая Гривка, Ермак. Метрах в 100 от «Ермака» находится семнадцатиметровый утес «Бородок». На нем имеются глубокие ниши и гроты. Тысячелетия дождевые воды размыли камень, образовав причудливую пустоту, имя которой Рози. Созвучна с авестийской Рази, женой Шатаваэша, хранительницей изначальной чистоты и женственности. В зороастрийских празднествах её называли хозяйкой или бабушкой, хранительницей материнства.
Рис. 9. Монах
Рис.10. Цыпа
Рис. 11. Колокольня
Торжественно застыли в величественном молчании скалы «Бабка» и «Внучка», подняв вершины в бездонную высоту неба. И, если внимательно прислушаться, жизнь тайги откроется перед Вами. В пышной зелени, в расселинах молчаливых утёсов можно услышать те мифы и сказы, которые хранят тысячелетия. Зороастрийский миф гласит так: когда Ангро-Манью вторгся сквозь каменное небо, расколов его, было воздвигнуто новое небо, но и оно грозилось обрушиться. Тогда Шатаваэш своим фаллосом подпёр небо.
Рис. 12 Бабка и Внучка
И отделяет Такматский район от центрального Эстетического района «Аллея любви» – напоминает о законе продолжения жизни.
Центральный Эстетический скальный района связан с будущим. Страж будущего – Тиштар, всадник в красном плаще, лицо которого закрыто, и будущее от нас закрыто. Об этом нам напоминает Столб «Скрытный». Второе название Столба «Танк». Кажется, что какая-то сила выбросила его из недр тайги. Нижняя часть висит над пропастью, держась на узкой кромке скалы, а верхняя, преодолев двухметровый отвес, вышла на гранитный гребень для стремительного удара. Несмотря на внешнюю неустойчивость, «Танк» стоит очень прочно.
Рис. 13.Веселая Гривка
Рис. 14. Скрытный (Танк)
Столбы в центральном районе «Прадед», «Очаг», «Бабка» напоминают нам о предках.
В иранской мифологии существует миф о том, что каждый год в надлежащий срок с небосвода на водопой, быть может к Столбу «Водопой», располагающемуся у истоков ручья, спускается Бог Тиштрия в образе коня. Миф как бы прорисован в скалах, так и Скала «Конёк» находится на «Втором Столбе», он же самый высокий в центральном районе скальный массив (высота скал достигает до 96 метров). Виден «Конёк» со многих мест в Красноярске и популярен из-за необычной красоты открывающихся панорам, разнообразия ходов, карнизов. Циклический миф, действие которого повторяется вновь и вновь, из года в год, Тиштрия приходит на водопой и бьётся с засухой.
Рис. 15. Слоник
Рис.16. Львиные ворота
Рис.17. Царские ворота
Дальше путешествуя по тропе, мы встречаем столб «Слоник». Это маленький столб, популярный по разнообразию ходов и хитрушек, используемый столбистами для тренировок и обучению новичков.
Моделировать будущее может только царь, символ которого лев. И выставил Зерван «Львиные Ворота», приглашая посетить будущее и проверить истинность царского дара (Хварны). «Львиные Ворота» – это разобщённые различной величины скалы. Ступенчатые уступы позволяют без труда подняться на первую площадку и перейти на «Зарод». В середине гряды образовался широкий проход, перекрытый огромным камнем, застрявшим между соседними скалами. Этот камень служит мостом через «Львиные Ворота». Возможно, это такой природный мост Чинват[4]. С легкодоступной западной части «Львиных Ворот» просматривается образ спящего льва.
Если горизонтальную ось держат Страж будущего Тиштар и прошлого Шатаваэш, то вертикальную ось держат Стражи Хауранга и Вананд. Калтатский скальный район в наименьшей степени обнаруживает следы пребывания человека. Расположен в 3-4 км от устья р. Калтата.
Открывает Страж севера свои владения Калтатскими вратами – это две скалы с проходом между ними. Далее вас ждет «местная гостиница» – «Замок Рыцаря», а далее уже дело вкуса – «Калтатская Стена», «Бастион», «Погода», «Колокольня».
Подъём на колокольню сложен и труден, особенно в начальной стадии. С вершины «Колокольни» в метрах 130-150 шумит по камням р. Колтат. На вершине «Колокольни» человек может только стоять, опереться или придержаться тут не за что. Нет ни карманов, ни углублений, как на голове «Большого Беркута», ни карниза, как на голове «Малого Беркута». Незначительный порыв ветра может сбросить человека с этой площадки. «Калтатская стенка» стоит на левой стороне речки. С торцевой стороны она представляется полуквадратной башней, отражая четыре волны времени. Настоящее – вечность и прошлое – будущее. Боковые поверхности её сильно выветрились, образовав ряд выступов, углублений и разрывов.
Рис.18 Колокольня
Рис.19 Калтатская стенка
Рис.20 Ассириец
А хранителем покоя и тишины здесь служит «Ассириец», скала напоминающая голову и бороду мужчины в воинском шлеме.
Вечность – это цель, а исток – настоящее. Страж юга Вананд – вечность, его лицо всегда закрыто. Южные скалы района «Диких Столбов» поросли мхом, лишайником, деревьями, кустарниками. На Дикие можно попасть из Базайской долины через калтат, из центрального района по Манской тропе. Манская тропа ведёт мимо «Барьеров», «Вороньего Базара». Совершенно сбивает с толку речка. Она делает причудливые фигуры, какие-то сходящиеся кривые. Течение меняется самым неожиданным образом. Минуту назад его направление было на восток, через полсотни шагов течение Калтата прямо противоположное. Сама река демонстрирует нам постоянно ускользающую вечность.
Открывает этот район «Кабарга» – Столб напоминающий усечённый конус. Кабарга мускусный безрогий олень. Самцы являются носителями мускуса.
Голова «Манской Бабы», покоящаяся тремя точками на мощном гранитном основании. Значительная часть Головы «Манской Бабы» в несколько десятков тон висит над глубокой пропастью. Только в одном месте фундамент соприкасается с двумя поддерживающимися и уже отклонившимися от основного корпуса плитами. Они прижаты верхним массивом и в таком неустойчивом положении находятся многие столетия. Рядом поднимается полукружье «Манской Стенки». На переднем плане южной группы скал дикого района видна островерхая «Крепость», с дюжиной мелких утёсов, в стороне – массивная громада «Дикаря», а между ними рассыпались чудеснейшие «Развалы». Вся эта система носит название «Дальнего района Диких Столбов».
Рис. 22 Голова ”Манской Бабы”
Из отдельных скал «Крепости» привлекают внимание «Карниловский бастион» и находящиеся внизу скалы – «Плавник», «Большой шпынь», «Петушок».
Развалы идут дугой. Если широкое многокилометровое пространство между «Дикарём» и «Крепостью» являются своеобразными воротами на юг, то семнадцать утёсов «Развалов» составляют резервный отряд, закрывающий с юга вход и выход в эти ворота. К наиболее живописным утёсам «Развалов» относятся: «Чуя», «Ворон», «Великий», «Лендаха», «Чапаевский», «Гриф», «Таганай». Ряд скал этой группы представляет огромные, словно вытесанные, вертикальные громады с совершенно отвесными стенами.
Кажется, таким образом Зерван выставил свой резервный каменный полк для охраны порядка, а Вулкан же отразил космический закон на теле земли.
Карта схема
http://www.tourblogger.ru/sites/default/files/albums/16122/17361/original/6.jpg
Геокарта
http://rubikonriver.narod.ru/stolby.JPG
[1] Дево́н (девонский период, девонская система) — четвёртый геологический период палеозойской эры. Начался 419,2 ± 3,2 млн лет назад, закончился 358,9 ± 0,4 млн лет назад. Продолжался, таким образом, около 60 млн лет. Этот период богат биотическими событиями. Жизнь бурно развивалась и осваивала новые экологические ниши. Название дано по имени графства Девонши́р, или Девон в юго-западной Англии, на территории которого распространены геологические породы этого периода.
[2] Зерван (Зурван, Зарван; от пехлевийского zruvan- «время») — в иранской мифологии олицетворение времени и пространства. В поздний период понимался как бог времени и судьбы, двуполое существо, породившее Ахура Мазду и Ангра Майнью. Зерван — верховный бог зурванизма, также упоминается в числе прочих богов и в текстах Авесты («Ясна» 72.10, «Видевдат» 19.13).
Зенд-авеста признаёт единое верховное начало бытия, которое называет «Вечное Время» (Зерван Акарана); из недр его происходят уже Хормазд (Ормузд) — Свет и Ариман — Тьма, образующие своей борьбой существование настоящего мира.
[3] Аху́ра Ма́зда (также Аху́ра-Ма́зда, реже Ахурама́зда, авест. ahura- mazdā-, др.-перс. ahuramazdā-), Хормазд, Орма́зд или Орму́зд (пехл. ʾwhrmzd’), «Господь Мудрый» — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратуштрой — основателем зороастризма — Единым Богом. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящих в мире против его воли. В конечном преображении бытия (Фрашкарде) им вместе со всеми благими существами будет совершено окончательное очищение мира от сил злобы.
[4]Чинват (авест.) — в иранской мифологии — мост через водную преграду, разделяющую царства живых и мертвых. В зороастризме распорядителем судеб на мосту Чинват являлся Заратуштра, который провожал по нему души праведных («Ясна»). В более поздней традиции Чинват выступал как «мост судебного разбора», вершимого над душами умерших богами Митрой, Рашну и Сраошей. Считалось, что под ногами грешника Чинват становился узким, «как лезвие бритвы», а праведнику он казался шириной «в девять копий или двадцать семь стрел» («Саддар»).