Вы находитесь здесь: Главная > В лабиринтах истории, Новости, Статьи > Франциск Скорина и «рукопись Войнича»

Франциск Скорина и «рукопись Войнича»

Отвлечемся на время от Франциска Скорины и обратимся к современной загадке «рукописи Войнича». Уилфрид Войнич[1] был торговцем редкими книгами. В 1912 г., изучая древние книги, хранившиеся в вилле Мондрагоне под Римом, он обнаружил переплетенную рукопись, написанную неизвестными буквами на неизвестном языке, обильно иллюстрированную рисунками диковинных растений, астрологическими диаграммами и изображениями обнаженных женщин. В книгу было вложено письмо XVII в., согласно которому, она была приобретена в 1586 г. императором Священной Римской империи Рудольфом Вторым[2]. С тех пор эта книга неоднократно меняла владельцев и к настоящему времени обрела себе пристанище в коллекции редких книг Йельского университета США[3]. Вкратце об этой книге можно сказать, что она написана неизвестной письменностью на неизвестном языке. Ее алфавит, по разным оценкам, насчитывает от 19 до 28 букв. Датировка вызывает затруднения, поскольку изображенные женщины лишены одежды, но их прически указывают на конец XV столетия.

«Рукопись Войнича» имеет следующие разделы:

  1. Astronomical: zodiac symbols — Астрономический: зодиакальные символы;
  2. Biological: anatomical drawings and human figures (bath drawings) — Биологический: анатомические рисунки и человеческие фигуры;
  3. Cosmological: circles, stars and celestial spheres — Космологический: круги звезд и небесной сферы;
  4. Herbal A and B: mostly unidentified fantastic plants — shows two languages — Растительный: неидентифицированные фантастические растения представлены на 2 языках;
  5. Pharmaceutical: vases and parts of plants — фармацевтический: вазы и части растений;
  6. Recipe: many short paragraphs — Рецепт: много коротких параграфов.

В своей издательской деятельности Скорина ввел в книгу титульный лист, фолиацию, колонтитулы, стишицы, сложные многофигурные иллюстрации. Помимо гравюр-иллюстраций для своих книг, Скорина гравировал заставки, виньетки, монограммы, заглавные буквы. Книги его обильно усыпаны растительным орнаментом. Виньетки в изданиях Скорины применяются для художественного оформления заглавных букв.

Можно сравнить графику букв гравюрного портрета Скорины и «рукописи Войнича».

Рис.6 6_2

Итак, какие аргументы необходимо учесть для определения автора рукописи?

  1. Совпадение истории написания и хранения книги в предисловии Иисуса Сирахова и истории открытия «рукописи Войнича»;
  2. тождество некоторых элементов рисунков «рукописи Войнича» и гравюр Скорины, в некоторых случаях тождество графики букв;
  3. образовательный и мировоззренческий уровень Скорины и автора «рукописи Войнича» совпадает;
  4. интерес и склонность к шифровке и акростихам Скорины и автора рукописи совпадают;
  5. совпадают время жизни, место обитания, предполагаемое время и место написания рукописи;
  6. совпадает предполагаемое количество букв в рукописи с традицией составления православными в XV – XVI вв. таблиц Пасхалии, которые построены на 19-летнем круге Луны и 28-летнем круге Солнца. Каждому году приписывалась определенная буква. Анализ «рукописи Войнича» насчитывает по разным оценкам специалистов от 19 до 28 букв. Кроме того, многие схемы рукописи напоминают русские пасхальные лунники (сравните рис. на стр. 37 и на стр. 38).

Рис. 6

Просмотр «рукописи Войнича» с позиции вероятности написания ее Франциском Скориной позволяет предположить следующее:

Рис.3.1

Биологическая часть: анатомические рисунки и человеческие фигуры (рис. 10) Скорее всего здесь проводится анализ видов болезней, причин их возникновения, духовных и физических. Вероятно, даны основы санитарии и эпидемиологии. Возможно, что таким образом записан технологический процесс изготовления лекарств. Женские фигуры могут означать количество взятых компонентов растений (живая душа растения). Здесь необходимо искать алхимическую составляющую рукописи.

Космологическая часть: круги звезд и небесной сферы. Часть относится к лунному и солнечному календарю, а часть, по-видимому, носит картографический характер, их можно классифицировать как ландшафтный дизайн (см. вкл. рис. 9).

Рис. 9

Можно предположить и планировку ботанического сада с планом высадки различных растений, системой водоснабжения и орошения. Особо необходимо отметить часто встречающиеся куполообразные фигуры, напоминающие купола православных храмов (рис. 4) и Спасской церкви в Полоцке, можно найти и другие строения (рис. 5, 6).

 

 Рис 4.1  Рис. 5.1  Рис. 6.1
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Растительный раздел: неидентифицированные фантастические растения представлены на 2 языках. Скорее всего, это зашифрованные растения, т. е. переставлены местами в определенном порядке составные части, цель — сохранение рецепта лекарств, вероятно, что многие из них ядовиты. Например, рисунок цветка (см. вкл. рис. 10) напоминает василек.

Рис. 10

Фармацевтическая часть: вазы и части растений. Рецепты изготовления и хранения лекарств (см. вкл. рис. 11). Сосуды также похожи формой на православные русские храмы.

Рис. 11.2

Раздел рецептов: много коротких параграфов. Вероятно, описаны случаи применения.

Астрономическая часть: зодиакальные символы описаны нами на стр. 313, см. вкл. рис. 20 – 23.

Рис. 20

 

Рис. 23

 

Рис. 24История медицины и возникновение травников конца XV – XVI вв. совершенно не противоречат «рукописи Войнича», она написана в стиле эпохи. А некоторые фрагменты «Травника» Николая Немчина подтверждают склонность русских лекарей к шифровке рукописей, традиция лунников Пасхалии делает более понятной ее структуру и приводит нас к заключению, что автором мог быть русин. А если он еще и сам дает указание на возможность существования такой рукописи, сам является доктором, ботаником, астрологом и алхимиком, жизнь свою заканчивает в месте, где найдена рукопись, то найти более подходящую кандидатуру, чем Франциск Скорина, невозможно.

стр. 313. Так, сравнивая количество звезд, входящих в состав созвездий по Альмагесту Клавдия Птолемея[1] (КП) и «рукописи Войнича» (РВ), получены следующие данные:

 

Альмагест К. Птолемея Рукопись Войнича Отклонение
Вошедших в фигуру Не вошедших Всего Внутренний круг Внешний круг Допол- нительно Всего
Овен[2] 13 5 18 5 10 15 -3
Телец 33 11 44
Близнецы 18 7 25 9 17 5 31 +6
Рак 9 4 13
Лев 27 8 35 12 20 (?) 32 (?) -3
Дева 26 6 32 12 18 30 -2
Весы 8 9 17 10 20 30 -13
Скорпион 21 3 24 10 16 5 31 -7
Стрелец 31 31 10 16 4 30 +1
Козерог 28 28
Водолей 42 3 45
Рыбы 34 4 38 10 19 2 31 -7

У Птолемея в каталоге звезд больше, чем в РВ, а число звезд РВ в созвездиях близко к 30, кроме Овна. Вероятно, что перед нами методика записи звезд, отличная от Птолемея, а их меньшее количество может указывать на доптолемеевскую систему, возможно, дошедшую от римских переселенцев первого века . Возможно, что в данной нептолемеевской системе каждой звезде отводился градус не по эклиптике, а по кругу вокруг зодиакального знака, в дальнейшем проецируемого на круг эклиптики. Обратим внимание на тот факт, что в созвездии Овна баран обязательно изображается с цветком или травой, которую он жует. Позже мы вернемся к этому фрагменту.

Фрагмент главы из книги Г.В.Гайдук «Доклассическое естествознание Восточной Европы конца XV-середины XVIII веков», Мн: «ФУАинформ», 2010

[1] Птолемей (Клавдий) (ок. 87 ок. 165), древнегреческий ученый-астроном, географ и оптик. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую предвычислить их положение на небе. Совместно с теорией движения Солнца и Луны она составила т. н. птолемееву систему мира. Система П. изложена в его гл. тр. «Альмагест» — энциклопедии астрономических знаний древних. «Тетрабиблос», что означает «Четверокнижие», — его астрологический трактат из четырех книг.

[2] В рукописи четыре списка знака Овен, часть из них, вероятно, копии.

[1] В 1890 г. Этель Лилиан (автор романа «Овод», одно время была хранителем рукописи) вышла замуж за Уилфреда Войнича (Wilfred Michail Voynich), польского революционера, совершившего побег с сибирской каторги. Род Войничей часто встречается в делах белорусского дворянства. Белорусских дворян-католиков часто называли «поляками».

[2] Рудольф II — сын и преемник Максимилиана II. Рудольф II страстно интересовался областями знания, которые в его время находились на стыке науки и оккультизма: алхимией, астрологией и астрономией. Он родился в 1552 г. в Вене, в 1575 г. был коронован как король Чехии, а годом позже, вслед за своим отцом Максимилианом II, был провозглашен императором Священной Римской империи германской нации. Больше всего он любил уединяться в своем замке в Праге, отдавая время алхимическим опытам. Своим придворным поэтам он повелевал сочинять оды так называемому философскому камню — волшебному камню мудрости, превращающему любой металл в золото и дарующему бессмертие. Ходил слух, что император будто бы нашел этот заветный камень. В 1604 г. семья объявила императора неспособным к правлению и возвела на трон его брата. После ожесточенных междоусобиц с братом Рудольф II скончался в 1612 г. в Праге.

[3] General Collection, Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University (номер в каталоге — MS 408)

http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/voynich.html

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика