Вы находитесь здесь: Главная > Астропортрет > Неизвестная Фаина Раневская

Неизвестная Фаина Раневская

Неизвестная Фаина Раневская или несколько штрихов к портрету

Жанна Долженкова

 «…Борис Пастернак слушал, как я читаю «Беззащитное существо»,
и хохотал по-жеребячьи. Анна Андреевна (Ахматова -прим.автора) говорила:
«Фаина, вам 11 лет и никогда не будет 12. А ему всего 4 годика…»
Из воспоминаний Фаины Раневской

«Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность»
Ф.Г.Раневская

 Часть I.

ranevskaya_1

Так случилось, что великая актриса и великий писатель жили в разное время, но на параллельных улицах Таганрога, практически напротив друг друга. Раневская сыграла во всех пьесах и водевилях Чехова. Роли она дополняла своими словами. Однажды она написала письмо вдове Антона Павловича: «Как вы думаете, как Чехов отнесся бы к моим «дополнениям?». «Я думаю, он бы улыбнулся», — ответила Ольга Леонардовна.

Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фаина Гиршевна Фельдман) родилась15(27) августа 1896 года в Таганроге. Но оба родителя ее родом из Белоруссии: отец — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман, мать — уроженка Лепеля Витебской губернии Милька Рафаиловна Заговайлова.

27 августа – «День кино». Фаина Раневская была очень смущена, узнав, что советское правительство объявило эту дату «Днем кино». «Поверьте, — убеждала она друзей, — я никак не заслужила такого персонального праздника!»

Фамилия Фельдман образована от прозвища, состоящего из двух слов немецкого языка: Feld, что значит «поле», и Mann – «человек». Можно предположить, что прозвище связано с местом жительства предка или родом его деятельности. В русском языке аналогом фамилии Фельдман будет фамилия Полевой.

 ranevskaya_2

Рис.1 Гороскоп Ф.Г. Раневской

 

Год Ворона трижды проигрался в судьбе Фаины Георгиевны Раневской.

Нет, Раневская не родилась в год Ворона.

В 1917 году первый раз каркнул Ворон, и Фаина осталась на Родине совсем одна без средств к существованию. Второй раз Ворон каркнул в 1949 году, когда Фаина Раневская получила первую (трижды лауреат Сталинской премии 1949, 1951, 1951 и народная артистка СССР 1961) Сталинскую премию. И в третий раз прокаркал Ворон в 1983 году, когда  актриса официально завершила свою творческую деятельность. Кстати, Ворон каркнул в отношении Раневской и в 2013 году. Чудеса, да и только. Но об этом в самом конце.

Сохранилась единственная строчка из автобиографии, продолжения не было: «Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника». Отец – «владелец заводов, газет, пароходов» – всей семьей в 1917 году на собственном пароходе «Святой Николай» покинул Родину. А Фаня рванула в Москву без гроша за душой. Дело в том, что ее решение остаться и идти на сцену привело к полному разрыву с семьёй. И только через 40 лет Раневская вновь увидела своих родных на гастролях в Праге. Отец не дожил до этого момента, но в тайне издалека гордился дочкой-актрисой. О маме Фаина позже рассказывала: «Существует понятие «с молоком матери». У меня – «со слезами матери». Мне четко видится мать, обычно тихая, сдержанная, – она громко плачет. Я бегу к ней в комнату, она уронила голову на подушку, плачет, плачет, она в страшном горе. Я пугаюсь и тоже плачу. На коленях матери – газета: «…вчера в Баденвейлере скончался А.П.Чехов…». Второй раз Фаина увидела мать в таком же горе, когда умер Л.Н. Толстой.

В 14 лет влюбилась в театр.

 

Все экзамены во все театральные школы Москвы девушка из Таганрога провалила, но от театра не отказалась. Молоденькая Фая Фельдман стартовала «в роли гранд-кокетт с пением и танцами за 35 рублей в месяц со своим гардеробом» (Гранд-кокетт (grande couquette) — это соблазнительница, большая кокетка). В 1915-1916 годах играла в Керчи и Феодосии на сценах крымских театров, в 1918-1924 годах работала на полуострове в составе труппы передвижного Первого советского театра.

«Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…» После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».

 

«Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии «Глухонемой» (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики (это была П.Л.Вульф). И это был второй повод для меня уйти со сцены».

«Красота — это страшная сила!» — каркнула в одном известном фильме Раневская. «Я никогда не была особенно красива, но всегда была чертовски мила!», — говорит одна из её киногероинь. Раневская к себе относилась так же, и внешности своей не стеснялась: «В 22 года я уже гримировалась старухой, и привыкла, и полюбила старух моих в ролях», — повторяла она. «Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки. Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!»

Мгновенно популярной ее сделали потерявшаяся маленькая девочка и роль Ляли из фильма «Подкидыш».

Считается, что свой по-чеховски громкий псевдоним она взяла в честь Раневской из «Вишневого сада». Однако Фаина Георгиевна скромно отметала эту версию: «Должна вас огорчить. Раневской я стала потому, что все РОНЯЛА, У меня все валилось из рук. Так было всегда». Псевдоним Раневская созвучен со словами рань, ранок (утро) и ассоциируется с восходом Солнца. Возможно, что Солнце на Asc в XII доме.

Шутила она не только по поводу псевдонима. По отчеству ее сначала называли Григорьевна, а потом стали называт в Георгиевна. Она так прокомментировала, откуда взялась Георгиевна, «наверное, из-за народной любви. Для людей Гришка — Отрепьев, а Георгий — Победоносец».

А чего стоят комментарии относительно собственного места проживания.

Долгие годы Раневская жила в Москве в Старопименовском переулке. Ее комната в большой коммунальной квартире упиралась окном в стену соседнего дома и даже в светлое время суток освещалась электричеством. Приходящим к ней впервые Фаина Георгиевна говорила: «Живу, как Диоген. Видите, днем с огнем! Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили». Кстати, Сатурн в 14 градусе Скорпиона, градусе колодца.

Гораздо позже другим из ее московских местожительством была престижная высотка на Котельнической набережной. Фаина Георгиевна жила на втором этаже, окна выходили в колодец (и снова колодец!) двора, где был выход из кинотеатра и место разгрузки хлебных фургонов. Рано утром ее будили тяжелые на язык грузчики, грохотавшие хлебными лотками, а вечером шумели выходившие из кино зрители. Знакомым Раневская нередко жаловалась, что «живет над хлебом и зрелищем».

Её остроты быстро расходились по Москве. Именно она назвала Новый Арбат «вставной челюстью Москвы», а памятник на Театральной площади – «Маркс, вылезающий из холодильника» или «холодильник с бородой».

Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Остра? Умна? Безусловно, остроумна. Типичная Дева (здесь Солнце, Венера, Прозерпина и Меркурий). Но  только ли девьим Меркурием и рецепцией Меркурия и Прозерпины можно это объяснить. Конечно и Солнце в 5 градусе Девы, градусе гениальности, гениальных способностей, дает прекрасный,  холодный, четкий ум, большие умственные способности. А еще, как мне кажется, здесь есть загадка. А где загадка, там и Вакшья.  Конечно же сразу бросается в глаза соединение Луны и Черной Луны в Овне. Это и роль мачехи в к/ф «Золушка», и озвученная Раневской домомучительница Фрекен Бок в м/ф «Карлсон», и не состоявшаяся в реальной жизни роль матери. Лунный день не критический. А я хочу обратить Ваше внимание на Меркурий в 27 градусе Девы, который взаимодействует с Вакшьей в 3 градусе Весов относительно горизонтальной оси Овен-Весы. Да и Белая Луна находится в Кресте Вакшьи в 27 градус Водолея по программе Zet (Радикс — нач. 28-го) . По П.А. Волынкину – это градус Мэри Поппинс, которая прилетает с очередным изменением ветра.


Хлебосольность как отличительную черту Раневской-хозяйки отмечают многие.

Андрей Зоркий, сценарист: «Уставляла стол замечательной снедью и командовала: «Пихайте в пузо». Происходило это обычно на ее тесной кухоньке. «Не обращайте внимания, это «итальянский дворик», – сказала как-то Раневская, кивнув на гирлянду трусов, развешанных для сушки под потолком кухни».

Алексей Щеглов, ее «эрзац-внук»: «Она часто делала мне, как она говорила «еврейский комплимент»: «Ви знаете, ви очень плохо виглядите!» И тут же требовала есть все, что было на столе и в холодильнике».

 

Раневская любила угощать не только знакомых. Она постоянно подкармливала голубей и воробьев, и отходами их жизнедеятельности была покрыта вся лоджия ее квартиры…

 

В кино она сыграла не так много ролей, но каждая из них была незабываема.

 

Фитиль «Карты не врут», 1964

 

http://www.youtube.com/watch?v=eJUSQ58FQ54

ranevskaya_3

Рис.2 Кадр из фитиля «Карты не врут», 1964

У себя в избушке, карты – помощь научным методом, пусть и не бескорыстная, зато с гарантией.

Это не единственная колода карт в жизни Раневской. Олег Ануфриев срисовал низкий голос и манеры Атаманши из «Бременских музыкантов» с обожаемой им Фаины Раневской. Атаманша с шикарным хвостом раскинула карты – «Дайте что ли карты в руки, погадать на короля!». Помнится, карта Короля была бита Дамой Пик. И образ разбойников вдохновил главных героев на своеобразный маскарад для достижения цели. Не Вакшья ли здесь перевернула ситуацию?

http://www.youtube.com/watch?v=WeH5R0agC-I

ranevskaya_4

Рис.3 «…Королева карта бита, бит и весь его отряд…»

ranevskaya_5ranevskaya_6

Рис.4 «Милый, милый…»

Раневская – это и Фрекен Бок со своей любимой кошкой Матильдой. Фрекен – это обращение к незамужней (к замужней даме обращаются – фру) женщине в Швеции. Фамилия Бок образована от прозвища, в основе которого лежит немецкое нарицательное Bock, что в переводе на русский язык означает «козел», «баран». Все верно, соединение Луны и Черной Луны в Овне как раз соответствует фамилии домомучительницы Бок.

В финале мультфильма «Карлсон вернулся» знаменитые слова Фрекен Бок «Милый, милый!» прозвучали в исполнении редактора фильма Раисы Фричинской, умело сымитировавшей голос Раневской. Дело в том, что Раневская наотрез отказалась произносить эти два слова: «Это еще зачем? Я же это уже говорила, давно и в другом фильме (в к/ф «Весна» – прим.автора). Не буду!».

 

А для Карлсона она придумала фразу в диалоге про телевидение – «Но ведь я же еще и талантливый!».

Фитиль «Не поеду в другую квартиру», 1965

http://www.youtube.com/watch?v=ZRtV5tF2iOM

ranevskaya_7

Рис.5 Кадр из фитиля «Не поеду», 1965

 

Как удивительно остроумно она морочит голову чиновнику, не желая уезжать с пятью котами с насиженного места – избушки.

Снялась даже в роли «королевы Марго», она же спекулянтка Мария Ивановна. Отрывки из комедии «Легкая жизнь» с участием – Фаина Раневская, Вера Марецкая, Растислав Плятт, Юрий Яковлев.

http://www.youtube.com/watch?list=PL1ABD079B480D80F9&v=a0AW9i8ynTM&NR=1&feature=endscreen

ranevskaya_8

 

Рис.6 Кадр из фильма «Легкая жизнь», 1964

А вот гротескная роль алчной американской генеральши.

http://www.youtube.com/watch?v=kNLEQWr0SBI

ranevskaya_9

Рис.7 Кадр из фильма «Встреча на Эльбе», 1949

Об этом фильме Раневская говорила: «Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст по-немецки — колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки, и под губы тоже чего-то напихала. Не рожа, а жопа».

Еще одно воспоминание – про голодные годы военного коммунизма, когда Раневскую и еще нескольких актеров какая-то дама, вообразившая себя писательницей, пригласила к себе домой слушать пьесу.
«Шатаясь от голода, в надежде на возможность выпить сладкого чая в гостях – я притащилась слушать пьесу. Странно было видеть в ту пору толстенькую кругленькую женщину, которая объявила, что после чтения пьесы будет чай с пирогом. Пьеса оказалась в 5 актах. В ней говорилось о Христе, который ребенком гулял в Гефсиманском саду.

В комнате пахло печеным хлебом, это сводило с ума. Я люто ненавидела авторшу, которая очень подробно, с длинными ремарками описывала времяпрепровождение младенца Христа. Толстая авторша во время чтения рыдала и пила валерьянку. А мы все, не дожидаясь конца чтения, просили сделать перерыв в надежде, что в перерыве угостят пирогом.
Не дослушав пьесу, мы рванулись туда, где пахло печеным хлебом.
Дама продолжала рыдать и сморкаться и во время чаепития…
Пирог оказался с морковью. Это самая неподходящая начинка для пирога.
Было обидно.

Хотелось плакать».

После, в инсценировке чеховского рассказа «Драма», она сыграла подобную сочинительницу. Ф.Г.Раневская и Б.М.Тенин в короткометражном фильме «Драма» по мотивам рассказа А.П.Чехова.

http://www.youtube.com/watch?v=RQga3cLKTko

ranevskaya_10

Рис.8 Кадр из фильма «Драма», 1960

ranevskaya_11ranevskaya_12

Рис.9 Рисунки и статья Иосифа Игина.

http://akter.kulichki.net/humor/scharj/ranevskaya.htm

«Зловредная Фуфа», как в шутку называли ее многие. Попасть под Раневскую опасались.

Раневская вообще славилась острым языком, попасть на который не хотел никто. Когда главный режиссер театра им. Моссовета, в котором работала Раневская, Юрий Завадский получил звание Героя Социалистического Труда, Фаина Георгиевна стала называть его «Гертрудой». В его адрес Раневская отпустила огромное количество острейших шпилек. Как только она его не называла: «маразматик-затейник», «уцененный Мейерхольд», «перпетум кобеле», «Пипи в трамвае — все, что он сделал в искусстве», – а он прощал ей самые невозможные и оскорбительные выходки. Тем не менее, его фото в числе прочих было на стене в комнате Раневской.

Удивительно сочетается в этом человеке множество почти не соединимых черт: необычайная эмоциональность и трезвый, острый ум, жесткость и невероятная наивность, нежность, мудрость, кокетство, детскость, и удивительная обидчивость, мнительность, ранимость – и вдруг боязнь обидеть, бессребренность и доброта душевная.

 ranevskaya_14 

Рис.10 Марка 2001 года

 ranevskaya_15

Рис.11 Гугл.

Интернет-поисковик Google отметил 115-летие со дня рождения советской актрисы Фаины Раневской праздничным логотипом (дудлом) на стартовой странице сайта. Анимационным изображением Раневской заменена первая буква «О» в названии поисковика.

От редактора: В зодиаке это проекция на знак Девы 14-26 градус. В этом секторе у Раневской Венера и Прозерпина – такая любовь. В карте ухода в этом регионе Селена. На планетарном уровне букве «О» – соответствует Сатурн.

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

На одном из кремлёвских приёмов И.В. Сталин произнёс: «Михаил Жаров — хороший артист, но в любой роли похож на Михаила Жарова, в каком бы гриме ни был. А товарищ Раневская, может вовсе не пользоваться гримом, но всегда будет разной».

Таганрогская кофейня «Фрекен Бок» – еще один действующий памятник Фаине Раневской – которая открылась в 2009 году.

Главное, что поражает в интерьере кофейни – правдивость в каждой мультяшной детали. На полках старого буфета варенье настоящее. Кофейник с повязанным платком в горошек – настоящий. Кресла удобные, счет приносят скрепленный нормальной деревянной прищепкой… этим чудесным фенечкам нет числа. Со знаменитыми плюшками, а также сырниками, пирожными и прочими кексами в кофейне все просто отлично. Кофейня «Фрекен Бок» возрождает старинную традицию горожан завтракать вне дома. Говорят, когда-то и в Таганроге завтракали в кофейнях…

http://www.frekenbok-cafe.ru/

Из воспоминаний Сергея Юрского.

http://faina.narod.ru/articles07_06.html

«Раневская лежит неподвижно. Только тяжелое дыхание. И глаза… то полуприкрытые веками, тускнеющие, то вдруг остро сверкающие смесью полного понимания и юмора. И все-таки ей очень плохо. В больничной палате нависла тоска. Об этом и говорит Фаина Георгиевна. Потом долго тяжело дышит.

 Вдруг: 
— Хотите я спою? — Тяжелое дыхание. — Это старая песня. Я люблю ее. — Тяжелое дыхание. Пауза. Голос. Негромкий, но полнозвучный, как на сцене, медленно, с большими остановками после каждой строки:

 
«Дай мне ручку …

Каждый пальчик,

Я их все … пере-ца-лу-ю…

Обниму тебя еще раз И уйду…

И… затоскую… Обниму тебя еще раз

И уйду…»

 
Слезы медленно поползли по ее щекам. Глаза закрыты. Губы вздрагивают.
«…И за-тос-ку-ю».

 
В палате тишина и неподвижность. Только потрескивает прибор, на экранчике которого зеленой волной бесконечно вычерчивается ритм сердца Раневской.
Бежать за врачом? Давить на кнопку тревоги? Позвать ее, Фаину Георгиевну, из ее забытья… или…

Глаза открылись. В них нет слез:

 — Вам понравилось, как я это спела? Да, получилось. Но вы не слышали настоящего исполнения. Ах, как цыганка одна пела это! Никогда не забуду. С таким подъемом и с такой печалью… С высоко поднятой печалью. Но я тоже спела неплохо, правда? Знаете почему? Потому что люблю этот романс. Его надо петь каждый раз, как в последний раз. Или как в первый. В этом и есть тайна исполнения».

Раневская перестала играть на сцене за год до своей смерти. 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии, Фаина Георгиевна умерла. Похоронили ее в некрополе Донского монастыря.

На могиле Раневской сверху на камне маленькая металлическая собачка. Кто-то из поклонников таланта «присобачил» в память о Мальчике. Собаки были неизбывной страстью Раневской. В 1970-х годах в ее доме появилась дворняга. Только благодаря помощи ветеринаров пес выкарабкался с того света. Актриса назвала его Мальчиком в честь Станиславского, которого Фаина Георгиевна тоже называла «мой мальчик». Она нанимала няньку выгуливать Мальчика, кормила деликатесами из Елисеевского магазина и говорила: «Моя собака живет как Сара Бернар, а я живу, как сенбернар». Она читала ему вслух русскую классику, исторические труды, стихи «проклятых» французских поэтов и, конечно же, обожаемого Пушкина.

От редактора:  Часто любовь к собакам проявляется через знак Девы (кроме больших собак, которые относятся к знаку Скорпион), у Раневской в Деве 4 планеты – Солнце, Венера, Меркурий и Прозерпина.
Кстати, собачка на могильном камне это сеттер КусА, знаменитое чугунное художественное литье на Южном Урале. Мастера КаслИ и КусА всегда соревновались между собой. Каслинским литейщикам посвятил один из своих сказов «Чугунная бабушка» известный русский писатель П.П. Бажов. Название города Куса, произошло от одноименной реки Куса. Здесь возможны иранские корни слова: «куча — посёлок», так как в некоторых башкирских диалектах «ч» заменяется на «с». Топоним Куча (Куса) встречается в Башкортостане.

ranevskaya_13

Рис.12 Сеттер Куса, художественное чугунное литье на могиле Ф.Г. Раневской

 Часть II.

У могилы Раневской растет раскидистая черная береза. В этой несочетаемости есть какое-то пронзительное сходство.

 Могила актрисы Фаины Раневской

Рис.13 Черная береза на могиле Ф.Г. Раневской

Но, оказывается, есть березы не только белые и черные, но красные и голубые. Все четыре цвета Вакшьи!

ranevskaya_17
Рис.14 Березовая роща,  белая береза

ranevskaya_18
Рис.15 Черная береза

 ranevskaya_19
Рис.16 Красная береза

 ranevskaya_20
Рис.17 Голубая береза

Ареал распространения Березы – практически все Северное полушарие – Россия, Азия, Европа, Северная Америка, Исландия, Гренландия.

Дохристианская символика, связанная с березой, известна у многих народов. Это относится и к кельтам, и к древним скандинавам, и к славянам. Для всех этих народов береза являлась в первую очередь символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения.

Березу не зря называют символом России. Далекие предки славян ласково называли ее «веселкой». В древних языческих обрядах береза была «майским деревом» – праздничным деревом, связанным с зелеными святками.

Название березы произошло от слова бхраг что на санскрите означает «сияющий». Есть еще одна версия происхождения слова береза от санскритского бхург, что означает «дерево, на котором пишут». Много столетий назад, когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. Известно множество древних китайских и санскритских текстов на бересте, а в Новгороде был найден целый клад древнерусских берестовых рукописей.

По звучанию слово береза сходно во всех славянских языках, индийском, прусском. В украинском и чешском языках март называется березень, что связано с началом сокодвижения в березах. В литовском языке береза произносится как бяржас, а месяц июнь называется биржалис, что означает березовая ветка. Бирк – шотландское название дерева, а присутствие приставки бирк во многих английских названиях показывает, как широко береза распространена в прошлом и настоящем. Галльское название березы было бейтх (произносится, как бей). Англо-саксонское название было бирсе.

С березы начался Невский проспект в Санкт-Петербурге. На месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берез, и это положило начало магистрали.

Интересное поверье у киргизов, да и у других азиатских народов – выражение про березу: «Где меж елей вырастет береза, туда непременно придут русские».

Цыгане оборачивали нательную рубашку вокруг берёзы и по первому звуку, услышанному после этого, предсказывали будущее.

Образование славянских названий рек, гидронимов, от названий деревьев — явление широко распространенное. Причем подсчитано, что на первом месте по частоте употребления в речных названиях находится береза. Самое известное среди таких названий — Березина, правый приток Днепра. Березина — приток Днепра в Беларуси, где происходило сражение с армией Наполеона. Существует гипотеза, что некогда Березина и Днепр ниже ее впадения считались одной рекой с общим названием Березина, а известное античное название Днепра Борисфен представляет собой искажённое Березина.

Имя исландской певицы Бьорк по-исландски означает «береза».

Выражение «березовая каша» означало розги (тонкие прутья, которыми наказывали нерадивых детей).

Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой березовой коры – бересты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из березовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

Да, велика роль березы. Недаром о ней сложено много сказок, песен и стихотворений.

Из бересты делалась чуть ли не вся кухонная утварь. Даже дань в старину собирали в берестяные корзины – лукна. Широко известны также целебные березовые банные веники, березовый сок, зола, деготь, березовый гриб чага. Во многих местностях чагу пьют вместо чая, и как показывают наблюдения врачей, там люди не болеют раком.

Коренные жители Северной Америки строили каное из коры березы, потому что она была легкой и водонепроницаемой.

Римляне носили пучки березовых веток, или фаски, в шествиях магистров, чтобы все видели, кто там главный.

Свернутые в рулоны куски бересты использовались, как факелы.

У Бабы Яги метла – березовая. И часто-густо волшебную клюку Деда Мороза изображают березовой. В Новый год Старый год часто выметали метлой, сделанной из березовых веток.

ranevskaya_21
Рис.18 Березовая метла Бабы Яги И.Я. Билибин, 1900

 ranevskaya_22
Рис.19 Волшебная березовая клюка Деда Мороза

 ranevskaya_23
ranevskaya_24
Рис.20 Кадры из фильма «Реальная сказка», 2011

Заслуженный Леший России Г.А. Штиль (скопление планет с Белой Луной в Рыбах, Солнце в соединении со звездой Ахернар) в фильме «Реальная сказка» легко покинул камеру, превратив железные прутья решетки в березовые. Георгий Штиль был Лешим еще в музыкальном фильме «Новогодние приключения Маши и Вити». Ансамбль «Дикие гитары» в исполнении Боярского-Кота Матвея, Штиля-Лешего и Кособуцкой-Бабы Яги.

ranevskaya_25
Рис.21 Кадр из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975

 

От редактора: «Деревья связывают нас с предками. Береза связана с информацией и словом. Передача традиций, интуиция. С березой связан также и ангел-хранитель любого человека. Нужно отметить зону березы в космограмме Раневской, что там у нее находится. В зодиаке это 1-й градус Рака (Страж прошлого). Рак-Козерог  — коридор зеркал в карте рождения. Раку соответствует Луна, на другом уровне Хирон. Обе эти планеты проявлены у Раневской. Луна в соединении с Лилит, а Хирон в противостоянии к ним – в зеркальном щите. Вот почему Раневская так точно могла через юмор  обличать зло не только в других, но и в себе. Еще мистерию актрисы в карте рождения дополняет мощнейший Тау-квадрат от Лунных Узлов (Кету в соединении с Юпитером, планетой экзальтирующей в Раке, поэтому и не могла покинуть Родину; а Селена в соединении с Раху – светлый путь) замыкающийся на экзальтированом Уране в Скорпионе.  Одним словом перед нами карта воина, воина обличающего зло, срывающего маски».

 

Вот и в этом 2013 году Ворона Раневская неожиданно не прилетела, но пришла. Поздравление капустником юбилярши Галины Волчек в передаче «Юбилейный вечер Галины Волчек. В театре Современник» 19.12.2013 года. Хазанов в роли Раневской поздравил юбиляршу[1].

http://www.youtube.com/watch?v=esyUu4AfRN4

От редактора: «В карте рождения тотема Ворона нет, но есть родственная птица Грач, в этом 25 градусе Водолея у Раневской находится верхний Лунный Узел (Раху), определяющий путь, управитель градуса Уран. Возможно, мы еще не оценили пророческий дар актрисы. Всему свое время».

Пророчества Раневской:

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)

 Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

Талант сейчас ни при чем.

Самое главное — я знаю: надо отдавать, а не хватать. Так и доживаю с этой отдачей.

А знаете, почему эта пьеса так современна? Там все — жулики!

 Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Ненавижу цинизм за его общедоступность.

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

— Фаина Георгиевна, что бы вы сделали, если б вдруг открыли границы? — спросили у Раневской. — Залезла бы на дерево, — ответила та. — Почему? — Затопчут! — убежденно сказала актриса.

Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фаина Гиршевна Фельдман) родилась15(27) августа 1896 года в Таганроге. Но оба родителя ее родом из Белоруссии: отец — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман, мать — уроженка Лепеля Витебской губернии Милька Рафаиловна Заговайлова.

 


[1] Небольшая ремарка. Хазанов упомянул здесь ноябрьскую премьеру этого года молодого режиссера Константина Богомолова «Братьев Карамазовых» во МХТ им. Чехова, которой предшествовал скандал. Богомолов известен как радикальный режиссер. Слух о том, что показ пройдет всего два раза — первый и последний, — разогрел даже ту публику, которой театр до лампочки, что ж говорить о завзятых театралах и профессионалах.  Рассказывать не буду, почитаете при желании. Во всяком случае, много чего несуразного. Вот, например, зачем-то Дмитрия Карамазова режиссер все-таки решил повесить, а не отправить на каторгу, как у Достоевского.

Теги: ,

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика